Австралийские «афганцы»

К середине 19 века исследование Австралии велось небывалыми темпами. Ежемесячно снаряжались все новые разведывательные экспедиции.  Путешественники стремились изучить загадочный континент, найти залежи полезных ископаемых, новые места, пригодные для жизни. Постепенно исследования перемещались вглубь страны, дальше от побережья, ближе к центру. Исследователи столкнулись с тем, что традиционные лошади с повозками, используемые в таких экспедициях, совершенно не годились для исследования негостеприимной центральной части.

В поисках оптимального решения транспортной задачи возникла идея о верблюдах. Поскольку мало кто в то время знал, как обращаться с верблюдами, погонщиков привозят в Австралию. Эта революционная идея по использованию «афганских» погонщиков оказалась поворотным момент в исследовании труднодоступных районов.

За короткий промежуток времени, начиная с 1860-х до начала 20 века, погонщики верблюдов с и их «кораблями пустыни» стали основой роста экономики Австралии. Они сопровождали геологоразведочные экспедиции, осуществляли поставки продовольствия и строительных материалов в места, куда лошади и волы не могли добраться. Им обязаны жители отдаленных населенных пунктов, получившие возможность использовать привозную воду. Они перевозили расходные материалы, инструменты и оборудование, необходимые при строительстве первых инфраструктурных проектов, таких как проволочный телеграф и транс австралийская железная дорога.

Первые погонщики верблюдов

В начале 19 века исследователи, поселенцы, скотоводы и старатели пытались раскрыть тайну и использовать потенциал сердца Австралии. Лошади, ослы и волы были традиционными вьючными животными во время первых исследовательских экспедиций. Путешественники должны были везти с собой большие запасы провизии, лошади вязли в песчаных почвах и «пугались» местности. Многие из этих экспедиций заканчивались катастрофой.

Решение проблемы

Уже в 1839 году верблюды начали использоваться в качестве средства перемещения. Первая экспедиция с их использованием осуществилась в 1846 году под руководством Джона Эйнсворта Хоррокса. Экспедиция с верблюдом по кличке «Гарри» доказала ценность использования этого животного. В 1846 году газета «Мельбурн» сообщила, что верблюды способны нести до восьмисот фунтов грузов, при этом меньше чем в половину дороже вьючных мулов и прекрасно адаптируются к климату Австралии.

Джон Эйнсворт Хоррокс

Джон Хоррокс родился в Англии в 1818 году, а в 1839, вместе со своим братом прибыл в Аделаиду. Он исследовал земли возле реки Хатт, к северу от Аделаиды и основал поселение Пенвортам, назвав его так в память о своем родном Ланкашире. Но жизнь скотовода не устраивала Джона и желая заполнить свое существование волнующими событиями он организовал экспедицию по поиску новых сельскохозяйственных земель в районе озера Торренс. В команде путешественника был геодезист, художник любитель и по совместительству ботаник, несколько наемников из числа коренных жителей. С собой были взяты: верблюд, две телеги, шесть лошадей и двенадцать коз. Хоррокс заменил, что верблюд вел себя более чем темпераментно, кусая людей и коз, но при этом с легкостью вез 160 килограммов поклажи, что было жизненно важно для похода сквозь безводную пустыню.

Верблюд Гарри

Теперь немного о Гарри – верблюде со своей собственной историей. Он прибыл в Австралию в 1840 году. Гарри был единственным верблюдом, который пережил поездку из Канарских островов в порт Аделаида. Австралийское приключение Гарри не закончится хорошо. Шесть лет спустя Джон Хоррокс взял его в свою злополучную поездку. По роковому стечению обстоятельств, Хоррокс был сильно ранен из собственного дробовика, застрявшего в упряжи, в момент, когда его верблюд садился.  Он получил травмы, заставившие членов экспедиции спешно вернуться. Однако Хоррокс от полученных травм скончался. Он похоронен в англиканской церкви Святого Марка. Верблюд, нападавший на других животных и людей, был застрелен.

Импорт верблюдов

Экспедиционная комиссия штата Виктория в июле 1860 года поручила Джорджу Джеймсу Ланделлсу, известному наезднику из Индии, за вознаграждение величиной в 600 фунтов выбрать, купить и привести в Австралию верблюдов. Помимо того Джордж должен был нанять достаточное количество погонщиков, потому как без надлежащего обращения животные были сравнительно бесполезны.

В том же году, 24 верблюда и три погонщика прибыли в Мельбурн, чтобы присоединиться к экспедиции Берка и Уиллса. Несмотря на то, что эта экспедиция закончилась катастрофой с потерей многих человеческих жизней, верблюды вновь доказали свою способность выживать в суровых и сухих условиях австралийской глубинки.

Экспедиция Берка и Уиллса

Викторианская исследовательская экспедиция Берка и Уиллса ставила своей целью пересечение континента с юга на север. Никто не делал этого раньше, а сердце континента продолжало быть неизведанным.  Экспедиция была организована Королевским обществом Виктории. Члены группы покинули Мельбурн зимой. Плохая погода и дороги затрудняли продвижение по намеченному маршруту. Обратный путь осложняли муссонные дожди. Семь человек погибло, и только один — ирландский солдат Джон Кинг, пересек континент и вернулся живым в Мельбурн.

Во второй половине 19 века большинство австралийских штатов ввозило верблюдов и погонщиков. В 1866 году Сэмюель Стаки привез в Южную Австралию более 100 верблюдов и 31 погонщика. В течение следующего десятилетия развивались новые торговые пути, в освоении которых принимали непосредственное участие новые обитатели пустынных мест. Подсчитано, что с 1870 по 1900 более 2000 погонщиков и 15000 животных прибыло в Австралию.

Развитие инфраструктуры Австралии

Верблюды, управляемые афганскими погонщиками, сыграли неоценимую роль в успехе наиболее масштабных инфраструктурных проектов. Они занимались снабжением провизией строителей первого проводного телеграфа, проходящего через середину континента между Аделаидой и Дарвином. После реализации проекта животные занимались доставкой корреспонденции в населенные пункты, разрастающиеся вдоль линии связи.

Не обошлось без кораблей пустыни и во время развития железнодорожной линии между Порт-Огаста и Элис-Спрингс, которая стала известна как «Афганский экспресс», а позднее в обиходе осталось сокращение «Ган». Эмблемой дороги стал погонщик на верблюде, в знак признания усилий по развитию центральной части Австралии.

«Афганские» погонщики

Погонщиков верблюдов называли обобщенным названием «афганские». При этом стоит отметить, что некоторые из них были родом из Афганистана, другие прибыли из Белуджистана, Кашмира, Пакистана, Раджастхана, Египта, Персии, Турции и Индии и говорили на разных языках. Их объединяла исламская религия и юный возраст.

Практически все погонщики, ступив на австралийскую землю столкнулись с огромными трудностями. Несмотря на востребованность их работы, юноши имели дело с проявлением расизма. Они старались избегать европейского общества и держались особняком.

Подавляющее большинство погонщиков прибыло в Австралию в одиночку, оставив жен и семьи на родине. Как правило, с ними заключались трёхлетние рабочие контракты. Они жили в анклавах на окраине маленьких городов. Для поселений того времени было характерно деление городов на районы, одни из которых были предназначены исключительно для европейцев, другие для аборигенов, третьи для погонщиков-мусульман. Это же социальное разделение прослеживалось и на городских кладбищах. Плохо находя общий язык с поселенцами, некоторые из приезжих создавали пары с местными женщинами-аборигенами и обзаводились семьями.

В Афганских поселениях трудовые мигранты строили мечети, которые и становились местом сбора единоверцев.  Остатки старейшей мечети в Австралии, построенной в 1861 году, находятся вблизи города Марри, неподалеку от станции «Херготт Спрингс» в Южной Австралии. Это местечко было в стародавние времена одними из наиболее часто посещаемых верблюжьих стоянок, и в период своего расцвета было названо «Маленькая Азия» или «Маленький Афганистан».

Бунт афганцев

В некоторых случаях отношение европейцев с предубеждением к иноземцам было вызвано религиозными взглядами. Но нельзя сбрасывать со щитов и особую гордость и независимость этого восточного народа. В то время, Афганистан был известен большинству австралийцев, как страна, которая в отличие от Британской Индии, оказала сопротивление британским силам. Впечатление от такой молвы только усилилось в глазах поселенцев, когда погонщики верблюдов на станции «Белтана» устроили забастовку, которая вошла в историю, как одна из первых успешных забастовок на континенте.

Конфликт в Западной Австралии

По мере того, как услуги перевозчиков становились более востребованы, многие афганцы начали создавать свои собственные предприятия, что часто приводило к открытым конфликтам. Один из наиболее примечательных примеров этого произошел на западноавстралийском месторождении золота в конце 1890-х годов. Напряженность между афганскими погонщиками и европейскими перевозчиками на волах обострились до такой степени, что конкурирующие компании устраивали порчу водопоев. Последовало расследование этого случая полицией, и комиссар полиции штата в конечном счете сообщил, что несмотря на сообщения и слухи о том, что афганцы загрязняют воду, доказательств этого факта нет. На самом деле следствие показало, что единственным происшествием было то, что погонщик был ранен белым извозчиком за то, что не уступил дорогу.

Конец эры

В начале двадцатого века автомобильный и железнодорожный транспорт становится все более распространенным и практически отпадает необходимостью в гужевом транспорте. По роковому стечению обстоятельств, те проекты, которые были осуществлены при помощи гостей континента, и свели на нет необходимость в кораблях пустыни.  Столкнувшись с перспективой остаться без работы, многие погонщики вернулись в свои родные места. Некоторые остались и освоили новое ремесло.