Строительство проводного телеграфа в Австралии

Для первых поселенцев Австралия казалась суровой и негостеприимной землей. Мало того, что ландшафт был незнакомым и угрожающим, в добавок их пугала явная необъятность континента, огромные расстояния и изолированность от остального мира. Новости и письма доставлялись на кораблях и лошадях, а время доставки достигало порой пяти месяцев. О смерти Шарлотты Августы, принцессы Уэльской, погибшей после появления мертворождённого наследника 5 ноября 1817 года, газеты в Новом Южном Уэльсе сообщили только 2 апреля 1818 года.

Новости внутри колонии распространялись не на много быстрее. При отсутствии радио, самолетов и даже дорог между городами, до 1870 года требовалось несколько недель или даже месяцев, чтобы узнать о рождении или смерти, перевести денежные средства или запросить экстренную помощь. Этот дискомфорт привел к развитию одного из величайших инженерных сооружений страны – проводного телеграфа.

Грандиозный план

История сухопутного телеграфа неразрывно связана с судьбами, политикой, технологическими проблемами и способами их решения. Это история о том, как тяжело пьющий исследователь, каким-то образом сумел внушить стойкому христианину и семейному человеку, необходимость прокладки проволочной линии, протяженностью в 3200 километров через непроходимую и практически неисследованную землю, наличие жизни на которой десятью годами ранее подтверждала экспедиция исследователей Берка и Уиллса.

Телеграф Морзе 1844 года

Когда Сэмюэл Морзе разработал телеграф и отправил первое сообщение из Балтимора в Вашингтон в 1844 году, потенциал этой новой формы коммуникации был немедленно признан во всем мире.

В то же время уроженец Ирландии Сэмюэл МакГован, юрист по образованию, резко поменявший род деятельности на научную, закончив несколько экспериментов под руководством профессора Морзе, решил эмигрировать в Австралию.

В марте 1853 года, привезя с собой из Канады телеграфное оборудование, он основал телеграфную компанию, призванную оснастить линиями связи маршрут от золотоносных районов до Мельбурна. Сэмуел Уолкер МакГован был назначен на должность инспектора почтово-телеграфных услуг и главой телеграфного строительства. Проведя ряд переговоров с частными компаниями о возможности создания телеграфной линии, соединяющей Сидней, Мельбурн и Аделаиду с приисками, он приступил к реализации. Он владел практическим опытом апробации технологии связи в телеграфных компаниях Канады и Соединенных Штатов.

Сэр Чарльз Тодд, который был назначен развивать телеграфную систему Южной Австралии, планировал использовать новую технологию, соединив с помощью подводного кабеля Калькутту и Лондон.

Телеграф опутывает мир

К 1860 году Сидней, Мельбурн, Аделаида и Тасмания были соединены телеграфом, но отправка и прием сообщений в Европу по-прежнему занимал уйму времени. Новая технология обещала обеспечение возможность общения с остальным миром. В 1866 году первый подводный кабель был успешно проложен через Атлантический океан, и телеграфная связь между континентами стала возможной. Вскоре кабели были заложены между странами и континентами и наступил черед соединения Австралии с остальным миром. Возможные точки подключения предполагалось разместить на Цейлоне и в Олбани в Западной Австралии, а также на острове Ява и в городе Дарвин. В конце концов линия соединила Лондон, Францию, Гибралтар, Мальту, Суэц и прошла по всей Индии, оттуда в Сингапур, Яву и Джакарту. Настал черед выбора маршрута, которым связь соединит территорию страны.

Гонка началась

Все колонии в Австралии были заинтересованы в том, чтобы маршрут телеграфных линий прошел по их территории. Штат Виктория организовал злополучную исследовательскую экспедицию во главе с Берком и Уиллсом, чтобы найти маршрут из Брокен-Хилл к заливу Карпентария. Примерно в то же время, Южная Австралия предложила авантюристам награду в 2000 фунтов за карту маршрута из Южной Австралии в Дарвин. Квинсленд, тем временем, настаивает на телеграфной линии от Дарвина до Беркетауна в северо-западном Квинсленде и изучает возможные пути.

Джон Макдуал Стюарт

В 1860 году шотландец по имени Джон Макдуал Стюарт отправился в центр континента, в попытке пересечь его с юга на север, соперничая с экспедицией Берка и Уиллса. Стюарт ранее сопровождал экспедицию капитана Чарльза Стерта в центральную часть Австралии и совершал многочисленные самостоятельные геодезические исследования по всей стране. Но его первые две попытки найти маршрут с севера на юг не завершились успехом. Отсутствие возможности пополнить запасы провизии, непроходимая растительность, столкновения с аборигенами сорвали первые две попытки. С третьего раза Стюарту удалось свершить задуманное. Оставив Аделаиду ​​в декабре 1861 года, он наконец достиг Тиморского моря 24 июля 1862 года. При переправе через весь континент он преодолел более 2900 километров и, в отличие от своих соперников Берка и Уиллса, добравшихся до залива Карпентария шестнадцатью месяцами ранее и погибшими на обратном пути, Стюарт вернулся в Аделаиду. Его рапорт содержал сообщение о том, что древесина доступна по маршруту превосходно подходящему для телеграфных целей. Поездка стоила ему дорого. Здоровье было подорвано, он пристрастился к алкоголю, в добавок ко всему ослеп и страдал от цинги. Он вернулся в Шотландию в 1864 году, где и умер спустя два года, в возрасте 50 лет.

Карта маршрута Стюарта

Достижение Стюарта в подготовке маршрута через середину континента было оценено Чарльзом Тодом, который стал одним из главных сторонников запуска линии от порта Дарвина в Аделаиду. Правительство Южной Австралии, признавая политическую, финансовую и коммерческую выгоду от запуска линии, проходящей через их территорию, стало всерьез рассматривать план Тода по возведению телекоммуникационных сооружений по маршруту Стюарта. Существовал только одна проблема – все регионы мечтали о проведении линии на своей территории. Решению о строительстве телеграфной линии предшествовали переговоры между австралийскими колониями и британским правительством. Чарльз Тод, убедил правительство в необходимости строительства от Порт-Огаста до Дарвина, и работа началась в 1870 году.

Колониальный телеграф

Суровые условия засушливого центра и тропического севера, трудности с которыми столкнулись строительные бригады, сделали возведение линии эпическим достижением. Прокладка коммуникаций в направлении восток-запад началось в 1875 году и была завершена в 1877 году, когда австралийский запад соединился с Южной Австралией. Строительные команды должны были справиться с палящим солнцем, зыбучими песками и отсутствием воды. Телеграфная система заработала, «ключ» послал импульсы по телеграфной проволоке. Импульсы были короткие или длинные, представляющие точки и тире азбуки Морзе. Было построено одиннадцать ретрансляционных станций, послуживших основой коммуникаций. Используя ключ Морзе, операторы на станциях могли общаться с миром 24 часа в сутки. В 1872 году потребовалось всего семь часов для отправки сообщения из Аделаиды в Англию.

Этапы большого пути

Южная Австралия предложила возведение телеграфной линии из Дарвина в Порт-Огаста, который уже был связан телеграфом с Аделаидой. Так, 8 июня 1870 года был утвержден законопроект об утверждении маршрута и финансировании проекта. Он был одобрен подавляющим большинством голосов парламента Южной Австралии. Не прошло и две недели, все все были готовы начать реализовывать один величайших инженерных инфраструктурных проектов Австралии.

Прокладка линии в 1870 – 1872 году

Было решено поделить проект на три части: южную, центральную и северную, которые будут возводиться одновременно. Все бригады работали шесть дней в неделю и состояли из рабочих различных специальностей: кузнецов, плотников, поваров, кладовщиков и телеграфистов. Кроме того, работающих полностью обеспечивали оборудованием и расходными материалами: изоляторами, аккумуляторами, инструментами, продуктами питания и лекарствами. Были заключены контракты с афганскими погонщиками верблюдов, чьи караваны доставляли провизию и воду в труднодоступные засушливые регионы. Древесина бралась с близлежащих территорий, а если ее не было – доставлялась привозная. Отверстия для телеграфных столбов бурились вручную. Параллельно очищалась техническая зона вдоль линии шириной в шесть футов. Наиболее сложным участком был центральный, длиной в 960 километров негостеприимной местности, на которой ранее побывала только экспедиция Стюарта. На северном участке сложности начались в ноябре, повышенная влажность приводила в негодность провизию, а вырытые отверстия молниеносно заполнялись водой. Условия были настолько плохи, что рабочие вышли на забастовку и покинули рабочие места.

Проект завершен

22 августа 1872 года проект окончательно завершился. Тод послал первое официальное сообщение в Аделаиду ​​и город ликовал. С появлением международной связи австралийцы могли получить сообщения из Лондона в Аделаиду за неделю. Одиннадцать телеграфных станций были построены вдоль линии с интервалом от 200 до 290 километров. Они служили для ретрансляции сообщений на следующую станцию. Так как не было электроэнергетических сетей для питания линий, каждая станция оснащалась собственным источником питания, состоящем из набора стеклянных батарей, представляющих собой комплект элементов Мейдингера.

Обслуживание

Элементы Генриха Мейдингера требовали постоянного технического обслуживания. На каждой станции дежурил по крайней мере один мастер и четыре оператора, работающие посменно и круглосуточно. Требовалось и постоянное обслуживание самих линий: замена поврежденных термитами, сыростью и пожарами столбов. В некоторых местах, релейные станции стали предметом недовольства аборигенов.

В течение многих лет телеграф позволял поддерживать связь с внешним миром. В 1942 году, после нападения на Дарвин часть линии была повреждена. Ожидая вторжения японцев, было принято решение обрубить международный кабель, который так никогда и не был отремонтирован после войны. На смену телеграфу пришли новые технологии: радио и воздушная почта. Тем не менее, уцелевшая линия внутри континента использовалась до 1970-х годов, когда она была заменена на радиорелейные линии связи. Сегодня линия находится в плачевном состоянии. Некоторые ретрансляционные станции были восстановлены и действуют в качестве туристических объектов. Но инженерный подвиг, совершенный всеми, принимавшими участие в покорении расстояний, позволивший покончить с информационной изоляцией Австралии, остается в памяти жителей континента. В мире не существует аналогов осуществления прокладки коммуникаций в столь сложных климатических условиях в такие короткие сроки.