Социальные связи австралийских аборигенов
Люди Австралии испокон веков жили семейными группами, объединялись в рода и встречались во время проведения совместных церемоний. На такого рода мероприятиях собиралось, как правило, до нескольких сотен человек, а численность межплеменных событий могла доходить и до тысячи человек.
Аборигены Австралии имеют сложные социальные и брачные законы, основанные на взаимодействии людей в их обществе. Интересна и их сложная система родства, где каждый член группы связан со всеми остальными, тем или иным образом. Для того, чтобы понять сложности их социальной организации, можно рассмотреть её, разделив сначала на три основных аспекта. Во-первых, численность сообщества, говорящая о количестве членов семьи, рода, племени. Во-вторых, объединение людей на основе религиозных особенностей. К таковым стоит отнести верования и обычаи, различие тотемом и брачных законов. Это и формирует различные тотемные группы и кланы. В-третьих, существующая система родства членов группы.
Родовая система коренного населения достаточно сложна для понимания некоренным населением, а для европейца и вовсе непостижима, при этом она является естественной частью жизни аборигенов, а от племени к племени немного варьируются лишь детали.
Племя или «языковая группа» может состоять из пятисот человек. Подразделяется племя на группы людей или «рода», в число которых входят по 10-20 человек, объединенных общими повседневными нуждами, такими как охота или сбор пищи. Внутри каждого рода выделяются несколько семей.
На религиозном уровне, общество на большей территории Австралии делится на группы, разделяющие различные религиозные и тотемные предпочтения. Эти убеждения основаны на вере предков, и не меняются со времени сотворения мира. Внутри каждого такого объединения выделяется почитаемое животное, растение, или культовое место, которое имеет значительное религиозное содержание. Людей объединяет трепетное отношение к таким святыням, называемым «тотемы».
Социальная организация и система родства
Система родства определяет основные принципы отношения между людьми и позволяет проследить взаимосвязь с остальными членами группы. Это особенно заметно, когда не принадлежащий к коренному населению человек идет жить в общину аборигенов и с гордостью говорит своим друзьям, что был принят группой, где его стали именовать матерью, отцом, сыном, дочерью, братом или сестрой. Когда аборигены принимают аутсайдера в свою группу, они определяют его степень родства по отношению к себе, что позволяет этому человеку быстрее интегрироваться в общество и почувствовать его полноправным членом. Для аборигенов очень важно понимать родственное положение человека в социуме, чтобы знать, какую социальную позицию занял присоединившийся член сообщества.
Понимание четкой иерархии в системе родства является залогом того, что люди знают, на кого возложены те или иные обязательства, каково возможное отношение друг к другу, какое поведение допустимо. Не возникает бессмысленных споров по распределению дел и прав. Сама по себе отпадает необходимость в поиске ответственного в стандартных и нестандартных жизненных ситуациях. Известно заранее кто будет присматривать за детьми, если один из родителей умирает, кто может заключать брачные союзы, кто несет ответственность за другого человека, его долги или проступки, и кто будет ухаживать за больными и пожилыми.
Родовые взаимоотношения аборигенов подразумевают в некоторых племенах наличие более семидесяти различных индивидуально названных отношений. Это значительно превышает количество европейских терминов и понятий родства, таких как, «отец», «мать», «дедушка», «бабушка», «дядя», «тетя». Эта такая система, где братьев отца можно назвать, в некотором смысле родителем, а кузин и кузенов — братьями или сестрами. Человек, конечно же, знает кто является его настоящими родителями, но по законам родства, они могут иметь схожие семейные обязательства перед своими тетями и дядями такие же, как перед матерью и отцом. Принятое среди современных городских аборигенов при разговоре с людьми обращение «брат» или «сестра» является ассоциацией с внутриродовыми взаимосвязями.
Племена или «нации»
В Австралии племена, подразделяющиеся по принципу принадлежности к той или иной языковой группе, состоят из людей, разделяющих один и тот же язык, обычаи и законы. Люди племени имеют общую языковую связь, часто произнося название племени подразумевают слово «человек». Поскольку племя, по сути своей, является маленькой страной со своим собственным языком, некоторые племенные группы также используют термин «нация». К примеру, племя, обитающее в окрестностях нынешнего Дарвина, называет себя нацией Ларакия.
Во времена европейского заселения континента существовало около пяти сотен разнообразных племен аборигенов. Потомки четырех сотен из них до сих пор представлены на территории центральной и большей части северной Австралии.