Город Грандчестер, Австралия (Grandchester)
Грандчестер – небольшой городок в австралийской долине Локьер на Юго — Востоке Квинсленда. По привычным европейским меркам Грандчестер скорее похож на небольшое поселение около железнодорожной станции, численностью чуть более 500 человек. Городок расположился в 34 километрах от города Ипсвич в 76 километрах к западу от Брисбена, что составляет. Названием город обязан жене губернатора, присутствовавшей на открытии железнодорожной станции. Игра слов с первоначальным названием местности Bigges Camp и породила многообещающее имя Грандчестер.
Город Грандчестер — родоначальник всех узкоколейных магистральных железных дорог в мире. Первый участок пути был торжественно открыт для движения в Ипсвиче 31 июля 1865. Правительство Квинсленда того времени стремилось доказать жизненную необходимость и экономическую эффективность спорной в то время идеи о востребованности железнодорожного сообщения с конной тягой. Вагон по рельсовым путям тянули лошади. Этакий прототип узкоколейной конки дальнего следования.
Строительство тоннеля Виктории, названного так в честь английской королевы, сквозь хребет под названием Литл Ливерпуль на участке между Грандчестером и Гаттоном было затруднено горнопроходческими сложностями. Работа затянулась на 10 месяцев. Тем временем станция Грандчестер была конечным пунктом железной дороги. Стремление к успеху позволило преодолеть все сложности и в итоге был сооружен 537 метровый туннель на участке от Брисбена до Гаттона.
Открытие железной дороги стало огромным событием. Местечко Bigges Camp разрослось. Вслед за появлением железной дороги вглубь Квинсленда последовали поселенцы: железнодорожные рабочие, фермеры, владельцы магазинов с семьями. Городки возникали вокруг новых станций на всей протяженности маршрута. Сама железнодорожная станция «Грандчестер» — построена в 1875 году. Подлинную станцию «Грандчестер» и бывший домик станционного смотрителя можно увидеть и в наши дни. Немного позднее появились квадратные водокачки для заправки котла парового двигателя водой.
Начальная школа была открыта в поселение тремя годами позднее. Католическая церковь была построена в 1894 году. После запуска железной дороги было открыто и Грандчестерское почтовое отделение. К сожалению, с 1978 года оно расформировано. Первое захоронение на кладбище Грандчестера состоялось в 1896 году. В 1901 году в перечне жителей сельского поселения, согласно сведениям из почтового отделения, значилось 27 фермерских хозяйств, семь лесопильных предприятий и кооперативный маслозавод.
Отдельного внимания заслуживает и сохранившаяся до наших дней Грандчестерская пилорама. Это последний известный образец плоскоременной пилорамы на паровой тяге в Австралии. Первый двигатель к станку был изготовлен в 1908 году и вплоть до 1945 года верой и правдой служил людям. В сороковых годах прошлого века лесопилка перешла в собственность семьи Гиллам, члены которой усовершенствовали паровые машины. Пилорама в Грандчестере, оснащенная паровыми двигателями, производит фурор в Квинсленде. Котёл пилорамы топился опилками от обработки циркулярными пилами древесины, а это дешевый и эффективный метод. К началу Второй мировой войны покупательная способность населения резко упала, что привело к серьезному сокращению объемов заказов. Это длилось недолго, так как после объявления войны Японией последовал спрос на продукцию в военных целях. После войны спрос на обработку древесины значительно увеличился. В течение двух последующих десятилетий лесопилки были прибыльным делом и вносили важную лепту в региональную экономику. Пилорама, реконструированная в 1941 году, добавлена в перечень Квинслендского исторического наследия 21 октября 1992 года. Все пилорамы на лесопилке, за исключением одной, рассчитаны на работу от парового двигателя. К сожалению, в 2007 году пилорама была сильно повреждена при пожаре. Жители Грандчестера ведут работы по ее восстановлению, что является лучшей гарантией сохранения этой частички истории края. Пилорама находится в стороне от железной дороги на склоне холма, примыкающего к железнодорожной линии. Грандчестерская железнодорожная станция видна с территории лесопилки.
Панорама города Грандчестер
Несомненной изюминкой современно Грандчестера является модель железной дороги, на которой может прокатиться каждый. Торжественное открытие эксклюзивного парка «Grandlande» состоялась в 2016 году. Миниатюрный вагон ресторан прокатил пришедших на открытие дам. Правда все что они смогли себе позволить из-за миниатюрности модели подвижного состава был бокал вина, но удовольствие, полученное от поездки по маршруту было невероятным. Более того, в планах Grandlande проектирование и строительство вагона для людей, передвигающихся в инвалидной коляске. Представьте себе, сколько удовольствия получит человек прикованный к креслу, если он сможет прокатиться по рельсам.
В местечке Грандчестер в наши дни есть гостиница, клуб, масса оборудованных мест для отдыха. Есть и свой военный мемориал. Город, бережно сохранивший очарование 19 века, в любое время радушно принимает гостей.