Погонщики верблюдов в Австралии (афганцы)
К середине 19 века исследования Австралии активно продвигались вглубь континента. Снаряжались многочисленные экспедиции, стремившиеся изучить неизведанные территории, обнаружить полезные ископаемые и найти новые пригодные для жизни места. Постепенно исследования перемещались от побережья к центру континента. Однако исследователи столкнулись с тем, что традиционные транспортные средства, такие как лошади с повозками, не подходили для суровых условий центральной части Австралии.
В поисках решения этой проблемы возникла идея использования верблюдов. Поскольку местные жители мало знали о том, как обращаться с этими животными, в Австралию начали привозить опытных погонщиков из-за рубежа. Эта новаторская идея с использованием так называемых «афганских» погонщиков стала поворотным моментом в освоении труднодоступных районов.
С 1860-х годов до начала 20 века погонщики верблюдов и их «корабли пустыни» стали неотъемлемой частью роста экономики Австралии. Они сопровождали геологоразведочные экспедиции, доставляли продовольствие и строительные материалы в места, куда не могли добраться лошади и волы. Благодаря им жители отдаленных населенных пунктов получили доступ к привозной воде, а строители — необходимые инструменты и оборудование для реализации первых крупных инфраструктурных проектов, таких как проводной телеграф и трансавстралийская железная дорога.
Первые погонщики верблюдов
В начале 19 века исследователи, поселенцы, скотоводы и старатели пытались раскрыть тайны сердца Австралии и использовать его потенциал. Лошади, ослы и волы традиционно использовались как вьючные животные в первых экспедициях. Однако они не справлялись с задачами — лошади вязли в песках и пугались местности. Многие из этих экспедиций заканчивались неудачей.
Решение проблемы
В 1839 году верблюдов начали использовать как средство передвижения. Первая успешная экспедиция с верблюдом состоялась в 1846 году под руководством Джона Эйнсворта Хоррокса. Верблюд по кличке Гарри доказал свою ценность для таких экспедиций, с легкостью перевозя 160 килограммов груза, что оказалось жизненно важным для пересечения безводных пустынь Австралии.
Джон Эйнсворт Хоррокс
Джон Хоррокс родился в Англии в 1818 году и прибыл в Аделаиду в 1839 году. Он исследовал земли возле реки Хатт, к северу от Аделаиды, и основал поселение Пенвортам, назвав его в честь родного Ланкашира. Но жизнь скотовода не устраивала Джона, и в 1846 году он организовал экспедицию для поиска новых сельскохозяйственных земель в районе озера Торренс. В экспедицию он взял верблюда, который хотя и вел себя агрессивно, но отлично справлялся с перевозкой тяжелого груза.
Верблюд Гарри
Гарри прибыл в Австралию в 1840 году и был единственным верблюдом, пережившим долгий путь из Канарских островов в Порт-Аделаиду. Австралийское приключение Гарри завершилось трагически: во время экспедиции в 1846 году Хоррокс был смертельно ранен из-за несчастного случая с дробовиком, когда верблюд Гарри сел на землю. Хоррокс скончался от полученных травм, а Гарри, из-за своего агрессивного поведения, был застрелен.
Импорт верблюдов
В 1860 году Экспедиционная комиссия штата Виктория поручила Джорджу Джеймсу Ланделлсу привезти верблюдов и погонщиков в Австралию для участия в экспедиции Берка и Уиллса. Несмотря на то, что экспедиция завершилась трагически, верблюды вновь доказали свою пригодность для выживания в суровых условиях австралийского континента.
Экспедиция Берка и Уиллса
Экспедиция Берка и Уиллса ставила целью пересечение континента с юга на север — это было одно из первых масштабных исследований центральной части Австралии. Экспедиция была организована Королевским обществом Виктории, но встретила множество трудностей: плохая погода, труднопроходимые дороги и муссонные дожди осложнили путь. Семь участников экспедиции погибли, и только один — ирландец Джон Кинг — смог пересечь континент и вернуться живым в Мельбурн.
Ввоз верблюдов и погонщиков
Во второй половине 19 века большинство австралийских штатов начало активно ввозить верблюдов и погонщиков. В 1866 году Сэмюель Стаки привез в Южную Австралию более 100 верблюдов и 31 погонщика. С 1870 по 1900 год в Австралию прибыло более 2000 погонщиков и 15000 верблюдов, которые активно участвовали в развитии новых торговых путей и инфраструктурных проектов.
Развитие инфраструктуры Австралии
Верблюды, управляемые афганскими погонщиками, сыграли важную роль в успехе крупных инфраструктурных проектов. Они обеспечивали поставки провизии для строителей проводного телеграфа между Аделаидой и Дарвином, а также участвовали в строительстве железной дороги между Порт-Огаста и Алис-Спрингс, известной как «Ган». Символом этой железной дороги стал погонщик на верблюде, что подчеркивало значимость их вклада в освоение центральной части Австралии.
«Афганские» погонщики
Погонщиков верблюдов часто называли «афганскими», хотя среди них были люди из Афганистана, Белуджистана, Кашмира, Пакистана, Раджастхана, Египта, Персии, Турции и Индии. Их объединяла исламская религия и юный возраст. Почти все они столкнулись с трудностями при жизни в Австралии: несмотря на востребованность их работы, они часто сталкивались с проявлениями расизма и социальной изоляцией.
Мечети и поселения
Афганские погонщики строили мечети в своих поселениях. Остатки одной из старейших мечетей, построенной в 1861 году, находятся вблизи города Мари (Марри), возле станции «Херготт Спрингс» в Южной Австралии. Это место было одним из наиболее часто посещаемых верблюжьих стоянок и называлось «Маленькой Азией» или «Маленьким Афганистаном».
Бунт афганцев
Одним из значимых событий стало выступление афганских погонщиков на станции «Белтана», которое стало одной из первых успешных забастовок на континенте. Это подчеркивает их гордость и независимость, которые, вместе с религиозными различиями, часто становились причиной напряженности в отношениях с европейскими поселенцами.
Конфликт в Западной Австралии
С ростом востребованности услуг перевозчиков многие афганцы начали создавать собственные предприятия, что иногда приводило к конфликтам. Один из наиболее известных случаев произошел на золотых приисках Западной Австралии в конце 1890-х годов, где обострилась конкуренция между афганскими погонщиками и европейскими извозчиками. Несмотря на слухи о том, что афганцы загрязняли водоемы, расследование показало, что доказательств этому не было, и конфликт был скорее результатом конкуренции, чем преднамеренной враждебности.
Конец эры
В начале 20 века с развитием автомобильного и железнодорожного транспорта необходимость в верблюдах и их погонщиках постепенно исчезла. Многие погонщики вернулись на родину, однако некоторые остались в Австралии и нашли новые способы заработать, осваивая другие профессии.